Традиции

«Бехштейн» – эксклюзивное качество начиная с 1853 года. Познакомьтесь с захватывающей историей компании –летописью успеха на фоне эпох и событий.

1890–1900 гг.

От славной репутации «прусского Эрара» Бехштейна отделял теперь всего лишь один шаг. 4 октября 1892 года – к вящей гордости Тайного коммерческого советника, кoим на тот момент являлся Карл Бехштейн, на улице Линкештрассе был открыт «Бехштейновский концертный зал». В качестве архитектора удалось привлечь городского советника по строительству, знаменитого Швехтена, под руководством которого проводилась и реконструкция Берлинской филармонии. В газете Allgemeine Musikzeitung был опубликован предварительный отчет:

«Открытие Зала Бехштейна обещает стать трёхдневным музыкальным фестивалем. 4 октября первым выступит д-р фон Бюлов, который исполнит Фантазию Моцарта, «Прощание» Бетховена, новые неопубликованные фортепианные произведения Брамса, «Венский карнавал» Шумана, Фантазию, соч. 12 Киля и пр. А 5 октября Струнный квартет Йоахима при участии Йох. Брамса исполнит Квартет для струнных, Кларнетный квинтет и Сонату для скрипки и фортепиано – сочинения венского маэстро. 6 октября Антон Рубинштейн исполнит свой секстет для духовых инструментов, одно из лучших своих произведений».

K этому времени Бюлов уже шесть лет является главным дирижёром нового феноменального оркестра (впоследствии – оркестр Берлинской филармонии). Он любил перемежать музыкальные выступления рассказами, что принесло ему прозвище «концертный оратор». Без сомнения, Бюлов в значительной мере сформировал музыкальную жизнь немецкой столицы. Чего не могли предвидеть ни Карл Бехштейн, ни его друзья: вечер открытия концертного зала станет прощальным для Бюлова, умершего в 1894 году. Более ему не суждено было играть на фортепианных вечерах. Его вдова Мария фон Бюлов позже напишет в изданном томе переписки мужа:

«Усиливающиеся боли заставляют Бюлова обратиться за консультацией к профессору Швенингеру, с которым был знаком ещё со времен Бисмарка. Однако выяснилось, что процедуры (горячая ванна для головы) несовместима с подготовкой к фортепианным вечерам, так как от неё страдания становились ещё невыносимее. В концертные дни от процедур пришлось отказаться: Бюлова ни на минуту не покидал страх, что боль может вызвать провалы в памяти. Чтобы заглушить её, Бюлов играл часами, и день проходил, будто в агонии. Один раз перед выходом на сцену он воскликнул: «Если бы то-то сейчас пустил мне пулю в голову, то оказал бы мне дружескую услугу».

img

Вилла «Бехштейн» в Эркнере под Берлином

БЮЛОВ: ПРОЩАНИЕ

Самая блестящая публика Берлина, по приглашению Х. Вольфа присутствовавшая на открытии нового концертного зала, не предполагала, что звучавшая 4 октября 1892 года музыка станет лебединой песней. Предстояло прощание навсегда: никогда более пальцы Ганса фон Бюлова не прикоснутся к клавишам перед затаившими дыхание слушателями; великий маэстро у рояля, открывaющий публике, какими великими духовными сокровищами она владеет, – после того памятного вечера умолк навсегда».

О самом зале журнал Neue Zeitschrift für Musik сообщал следующее:

«Он не отличается огромными размерами: здесь чуть больше 500 мест, и предназначен он, в основном, для концертов интимного характера, – фортепианных вечеров, камерных и вокальных концертов, а также для проведения лекций. Можно не сомневаться, что именно это необходимо сейчас музыкальной жизни Берлина (….) Выполненный с большим эстетическим вкусом и с безупречной акустикой (что доказали три концерта в честь открытия), концертный зал станет большим успехом Императорского советника по строительству Швехтена. Кажется, что архитектор взял за образец наш зал певческой академии: при входе в Концертный зал Бехштейна не покидает ощущение, что находишься в Певческой академии, но в уменьшенном масштабе».

Зал в стиле итальянского Ренессанса был оформлен в белом и золотистом цвете. На гладких стенах задника сцены эффектно смотрелись «колонны коринфской формы». Потолок был богато украшен лепниной, а за сценой в нише красовалась статуя Полигимнии», выполненная профессором Каландрелли по греческим образцам». Карл Бехштейн действительно перенёс Афины на берега Шпрее.

Кстати, там уже был электрический свет, но, к сожалению, ещё не было подходящей парадной: она была построена лишь на следующий год. Зал был полностью разрушен в 1944 году в результате попадания бомбы.

img

ЕСПРИМЕРНАЯ ЖИЗНЬ ПОДХОДИТ К КОНЦУ

К середине 90-х состояние Карла Бехштейна оценивалось примерно к 4 750 000 марок, а годовой доход составлял более 300 000 марок. В 1897 он построил ещё одну фабрику – с производственными цехами на улица Райхенбергер штрассе в Кройцберге. Почти три года спустя, 6 марта 1900 года, Карл Бехштейн умер – всего через три месяца после кончины своей жены. Он был похоронен в семейном склепе на Софийском кладбище.

Он прoшёл беспримерный путь – путь, который может служить парадигмой для второй половины 19-го века. Он верил в себя и в успех, сопутствующий прилежанию, в так называемые прусские добродетели и в западные ценности. К своим работникам он относился как отец, всегда готовый помочь отношения, но ко всем новомодным социальным штучкам – пенсионным фондам, страховым компаниям и тому подобному – относился с подозрением, как и к забастовкам. В конце своего «золотого века» он скопил значительное состояние. После его кончины Королевская фарфоровая мануфактура KPM выпустила кофейные чашечки с его портретом и блюдца, украшенные лавровым венком и надписью «Карл Бехштейн 1826-1900 гг.». С его кончиной завершилась эра единовластия. 20-й век начался для компании «К. Бехштейн» с правления семьи, клана.

КЛАН

Весной 1900 года сыновья Эдвин (*1859), Карл (*1860) и Йоханнес ( «Ганс», * 1863) стали новыми владельцами компании с мировым именем и почти 800 работниками. В состав директоров они входили с 1894 года. В 1900 году компания производила более 3500 инструментов в год. Карл Бехштейн-младший взял на себя производство; Эдвин Бехштейн был ответственным за коммерческие вопросы. В 1906 году, после смерти младшего брата Ганса, они превращают семейный бизнес в открытое торговое общество.

Вся Германия находилась на подъёме. Строила военные корабли, основывала концерны и колонии и гордилась своим кайзером, которого сразу можно было узнать по усам. Тот время от времени выдавал фразы типа: «Фортепиано – это гимнастический аппарат, вредный для здоровья». Тем не менее, это было не самое худшее, до чего он додумывался. Так или иначе, времена сильно отличались от благословенного 1853 года: Шпрее по-прежнему впадала в Хавель, вот только с «Афинами» на её берегах не заладилось. 20-й век даровал и компании «К. Бехштейн» весьма насыщенную событиями и не всегда радужную историю.

Однако первым делом нужно было отметить 50-летний юбилей. В 1903 году у компании было четыре фабрики, на которых работало 800 человек и производилось более 4500 инструментов в год. С 1853 года в общей сложности создано 65 200 «бехштейнов».

img

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ В ЛОНДОНЕ

Компания проводила экспансивную политику. И в первую очередь – в самом «логове льва», в Лондоне. В 1901 году на улице Вигмор-стрит был открыт «Концертный зал Бехштейна» на 550 слушателей. Стены по бокам были украшены пилястрами из нумидийского мрамора и панелями из красного дерева; потолок – роскошным фризом из красного веронского мрамора. Полукруглая сцена была увенчана куполом с картиной кисти Мойры и Линна Дженкинсов, изображавшей совершенно нагую даму с гением гармонии в руках. В 1902 году здесь состоялось около 300 концертов. После экспроприации во время Первой мировой войны Бехштейновский зал был переименован в Вигмор-холл: с тех пор он известен именно под этим названием.

Ещё в 1885 году в доме № 38 по той же Вигмор-стрит был открыт и лондонский филиал компании. В Страны Содружества уходила львиная доля экспорта, и даже королева Виктория заказала богато украшенный золотом «Бехштейн» которую потом вручную разрисовала миниатюрами. Лондонский офис размещался в великолепном здании с площадью основания 35 на 65 метров. Окна выставочных площадей на первом этаже были украшены витражами, на которых были изображены гербы крупных немецких аристократических фамилий. В ноябре 1916 года, в разгар Первой мировой войны, наступил крах. Британское правительство издало распоряжение о принудительной ликвидации всех немецких филиалов. Компания Debenham Ltd., офис которой находился на противоположной стороне в южной части Вигмор-стрит, распорядилась о том, чтобы Джеймс Бойтон, член парламента, выкупил на аукционе бехштейновский филиал вместе с инвентарём за 56 500 фунтов стерлингов – на тот момент около 1,1 миллиона марок. Аукцион был завершён аукционистом сэром Фрэнком Говардом всего через четыре минуты после начала. Ведь сметная стоимость одних только инструментов – 104 роялей и 30 пианино – оценивалась примерно в 350 000 фунтов стерлингов. Контракты на настройку инструментов приносили около 6000 фунтов стерлингов в год. Oкно с немецкими гербами существует до сих пор: теперь они под охраной государства как памятник истории. На втором этаже позже разместилась страховая компания, а на первом – ресторан.

Парижский филиал компании по адресу Рю-де-Фобур-Сент-Оноре 334, основанный 1903 году, постигла похожая судьба. И он был экспроприирован во время Первой мировой войны.

ТЯЖЁЛЫЕ ВРЕМЕНА

Первая мировая война стала поворотным моментом истории. Ранее 1100 сотрудников компании производили около 5000 инструментов ежегодно. А после войны молодая Веймарская республика попадает в непрекращающуюся череду кризисов и должна выплачивать огромные репарации – причём в долларах. Инфляция началась в 1919 году, а в мае 1920 года стоимость рояля модели V составляла уже 25 000 марок: один такой рояль был предоставлен пианисту Эмилю фон Зауэру на улицу Коменского в Дрездене – «для бесплатного пользования на правах аренды, действительно вплоть до отмены». Полтора года спустя цена обычного пианино, модель 10, взлетела до 30 000 марок, как видно из другого договора аренды. У клиентов не было денег, а если и были, то ничего не стоили ввиду инфляции; поэтому компания «К. Бехштейн» предоставляла свои инструменты для начала на бесплатной основе.

А вот сама семья, казалось, располагает всё ещё значительным состоянием. Особенно щедрой была Хелена Бехштейн, урождённая Капито, жена Эдвина. Эдвин Бехштейн получил свою долю в предприятии выплатой в 1916 году: столкновения между обоими братьями участились, и они уже не могли вести совместный бизнес. В 1923 году компания была преобразована в акционерное общество, и, воспользовавшись этим удобным случаем, Эдвин Бехштейн или его жена или они оба вновь приобрели акции компании. В 20-е годы Хелене Бехштейн частенько выступала от имени компании. При этом она не всегда отличалась особой дипломатичностью. Глубоко укоренившийся антисемитизм делал своё дело –так, этим был настолько возмущён скрипач Фриц Крейслера, что предпочёл сменить марку. Хелене Бехштейн регулярно наведывалась в Мюнхен, где всегда останавливалась в шикарном отеле «Четыре сезона» и устраивала приёмы.Время от времени она приглашала молодого австрийского политика по имени Адольф Гитлер. Сейчас сложно сказать, кто придумала для него прозвище «Волк» – Хелене Бехштейн или соревнующаяся с ней Эльза Брукман, жена мюнхенского издателя. Но в любом случае это была не Винифред Вагнер, свекровь великого композитора. В 1924 году Хелене Бехштейн дала показания полиции Мюнхена, подтвердив, что снабжала Гитлера деньгами. С её помощью, а также при поддержке Эльзы Брукман и супруги промышленника Зейдлица, Гитлер смог в 1923 году обеспечить залог для получения кредита от Рихарда Франка, кофейного магната из Бремена: на эти средства газета «Фёлькишер Беобахтер» начала выходить в ежедневном ритме. А вот Винифрид Вагнер, устроительница вагнеровского фестиваля в Байройте, прислала Гитлеру в тюрьму ту бумагу, на которой он в 1924 году написал «Майн Кампф». После Второй мировой войны Хелене Бехштейн был осужденa Комиссией по денацификации к штрафу размером 30 000 марок. До самой своей смерти в 1951 году она проживала у подножия горы Оберзальцберг, печально связанной с Гитлером.

Предположение, что фортепианная фабрика «К. Бехштейн» в 30-е годы с выгодой воспользовалась тем фактом, что часть семьи была близка к нацистской верхушке, легко опровергнуть, взглянув на производственные показатели компании. В 30-е годы дела у Бехштейнов обстояли так же плохо, как и у большинства немецких производителей фортепиано.

img

Филиал компании «Бехштейн» на Будапештер-штрассе в самом сердце Берлина

БЕХШТЕЙН ЗА ОКЕАНОМ

В 20-х годах, после окончания инфляции, проснулась новая надежда. Правда, об экспорте в такую важную страну, как Великобритания, можно было не думать, учитывая высокие тарифы и налоги. С молодым Советским Союзом бизнеса тоже было не сделать – там просто ввели запрет на импорт. Да и Соединенные Штаты по нескольким причинам поначалу ушли с рынка. Только осенью 1928 года удалось завязать деловые отношения с США. 18 декабря в немецкоязычной газете New York Herald была напечатана статья – в цикле «Прогулки по Нью-Йорку»:

«Если такая компания как «Уонамейкер» публично заявляет, что считает за честь представлять в Нью-Йорке какой-либо продукт, причём на эксклюзивной основе, то она точно знает, что говорит, –и все, кто читает эти слова, убеждены, что речь может идти только о чём-то действительно весьма особенном. Так случилось и с нашим фланёром, гуляющим по Нью-Йорку, – и поэтому он был очень рад узнать в этом продукте старого знакомого, единственного свидетеля многих незабываемых часов, проведённых вместе: рояль марки «Бехштейн»…

«Фланёр» даже смог установить, что инструмент не расстроился за время морской перевозки. Компания «Уонамейкер» отметила это событие пресс-конференцией и большим светским приёмом.

В мае 1929 года рояль в стиле Чиппендейл путешествовал за океан совершенно по-новому: на дирижабле «Граф Цеппелин». В том же месяце из Берлина на Всемирную выставку в Барселону был доставлен и позолоченный рояль с миниатюрами а-ля Ватто. Судя по всему, не все в то время терпели нужду. Испанский представитель компании был уверен, что сможет продать рояль сразу после его прибытия одному банкиру. Вопрос о конвертируемости валюты приходилось решать довольно сложным образом: «Для нашего сбыта мы пользуемся курсом рейхсмарки, равном 1/2790 кг чистого золота по цене Лондонской котировки на день продажи или, по нашему усмотрению, 10/42 доллара США…».

20-е годы вошли в историю как звёздный час трансатлантического судоходства. И на многих океанских лайнерах стояли «Бехштейны», крепко привинченные ввиду капризной стихии, океанов, и услаждали пассажиров. Такие лайнеры, как «Бремен», были своеобразной музыкальной шкатулкой с точным временем прибытия: «Маленькая серенада» и «Летучий голландец» в одном флаконе.

В начале и в конце 20-х годов, одинаково сложных в экономическом плане, пианисты хранили верность своим «бехштейнам»: будь то Ферруччо Бузони или Артур Шнабель, Вильгельм Бакхаус или Альфред Корто или незабываемый великий маэстро Эмиль фон Зауэр, один из лучших исполнителей музыки Листа. И когда такой композитор, как Бузони, чувствительность которого формировалась исключительно звуками фортепиано, писал свой «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», то можно исходить из того, что он развивал свои эстетические идеи, играя на «бехштейне». Грандиозная и чрезвычайно современная Соната для скрипки соло Артура Шнабеля (1919 года), безусловно, была создана в тесном сотрудничестве с партнёром по камерной музыке и другом Карлом Флешем; но, в конечном счёте, надо полагать, что свою Сонату, как и блестящий Первый струнный квартет Шнабель написал за своим «Бехштейном». В эпоху раннего модернизма это было в порядке вещей: революционный метод композиции, так называемая двенадцатитоновая музыка, безусловно, основывалась на двенадцати полутонах фортепианной октавы и, таким образом, на хорошо темперированном ладе.

img
Доставка рояля для торжественного события в Германский рейхстаг.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ПИАНИНО WELTE-MIGNON

Компания «Бехштейн» отличалась новаторским духом, постоянно совершенствуя свои инструменты, хотя современные фортепиано, будь то рояль или пианино, были полностью разработаны уже в конце 1870-х. Конечно, создавали инструменты и для системы Welte-Mignon, для этих автоматов с запрограммированными нотными катушками, которые должны были полностью заменить пианиста. Благодаря этому до нас дошла запись, сделанная великим Эженом д’Альбером, пламенным поклонником бехштейновских инструментов ( «Всем, что у меня есть, я обязан этим великолепным роялям….»). Но «Бехштейн» следил и за таким новым медиумом, каким был кинематограф: ведь в эпоху немого кино он был тесно связан с фортепиано. В бесчисленных кинотеатрах тапёр обеспечивал звуковой эмоциональный фон. В 1926 году был снят фильм о «Бехштейне»: «О становлении рояля» . Он должен был «содействовать интересу к фортепиано в целом … и, таким образом, служить всему музыкальному миру и нашей промышленности …». Фильм не облагался налогом. Самая полная версия длилась 40 минут.

ДВОЙНОЕ ФОРТЕПИАНО БЕХШЕЙНА-МООРА

Настоящей новинкой стал в 1929 году рояль по системе венгерского пианиста и изобретателя Эмануэля Моора: два мануала, соединённые как в органе, верхний – на октаву выше. И, конечно, два акустических блока. Mooр представил своё изобретение как идеальный инструмент особенно для интерпретации произведений Иоганна Себастьяна Баха. Монстр вошёл в историю как «двойное фортепиано Бехштейна-Моора», вызвав энтузиазм и ввергнув производителя в убытки.

img
Эскиз рояла Бехштейн-Моор с двойной клавиатурой

«НЕО-БЕХШТЕЙН»

Ещё одна разработка обещала стать более успешной. Она, безусловно, на самом деле сильно опережала своё время – слишком сильно. Для этого компания «Бехштейн» начала сотрудничество с физиком Германом Вальтером Нернстом, который в 1920 году получил Нобелевскую премию по химии и считался одним из основателей физической химии. В частности, Нернст сформулировал 3-й закон термодинамики и определил, что есть так называемый абсолютный ноль. Кроме того, он разработал специальную «Лампу Нернста», излучающую практически белый свет. Для работы над электрической частью ультрасовременного инструмента привлекли компанию «Сименс и Гальске». Tак был создан рояль «Нео-Бехштейн», также известный под названием рояль «Сименса-Нернста», кабинетный рояль без деки и с тонкими струнами, которые, объединённые в группы по пять штук, проходили через своеобразный микрофонный капсюль. Звук создавался чрезвычайно лёгкими «микромолоточками». Длина инструмента была всего 1,40 м. Правая педаль служила для регулировки громкости звука, левой педалью можно было имитировать звучание клавесина или челесты: «Кроме того, встроены радиоприёмный аппарат и электрический проигрыватель грампластинок, которые, будучи соединены с усилителем и громкоговорителями, достигают чрезвычайно высокого уровня передачи». За техническую сторону фортепиано отвечал Оскар Фирлинг, один из величайших изобретателей в сфере производства фортепиано. И если в начале Карл Бехштейн заручился поддержкой одного из величайших пианистов, Ганса фон Бюлова, то теперь компания «Бехштейн» работает с одним из самых известных физиков, нобелевским лауреатом, – и, безусловно, этот факт много говорит о философии компании. В газете Signale oб этом было сказано в 1931 году: «В берлинском салоне «Бехштейн» по соседству с Зоологическим садом 25 августа тайный советник профессор Нерест при стечении большого числа приглашенных гостей представил рояль бехштейна-Сименса-Нернста. Инструмент отличается удивительным разнообразием применений. Он сочетает в себе фонограф и радио…»

В 1931 году «Нео-Бехштейн» стал сенсацией, но без сопутствующего коммерческого успеха. Время для такого инструмента ещё не пришло. При этом на нём можно было играть прямо и без дополнительных микрофонов для радио или делать граммофонные записи. И кроме всего, он был дешевле даже самого маленького «Бехштейна». Tо, что сегодня уже давно превратилось в гигантский рынок, а именно – в сегмент электронных инструментов, та тот момент оставалось лишь маленькой нишей, в которой ни один продукт не мог выжить. Даже базовые расчеты Нернста, который умер в Мускау в 1941 году, оказались утерянными.

Британский рекламный ролик для «Нео-Бехштейна» при участии Пегги Кокрейн, 1933 год

НЕУДАЧНЫЙ СОЮЗ ХЕЛЕНЫ КАПИТО-БЕХШТЕЙН

В конце 1932 года пришлось бороться с разразившимся во всём мире экономическим кризисом, пытаясь обуздать его новыми методами маркетинга. Некоторые инструменты продавались с ремаркой «с большой скидкой для сохранения рабочих мест, действительно только в течение недолгого периода». Однако это сильно не помогало. За пять лет, с 1930 по 1935 годы, былo проданo в общей сложности около 4500 инструментов; в период 1935-1940 годов производство упало до 3900. Как видим, восхищение, которое Хелена Бехштейн дарила Гитлеру, в финансовом плане не оправдалось.

Внутренняя ситуация в компании также была далеко не самой благоприятной. В 1926 году с новой силой разгорелись внутрисемейные разногласия. Прежде всего, речь шла о дорогостоящем переезде в «Дом у Зоологического сада», расположенный на углу Курфюрстендамм / Харденбергштрассе напротив Мемориальной церкви кайзера Вильгельма. Архитектор этого здания с эффектной архитектурой был Ганс Пёльциг – то самый, который перестраивал для Макса Рейнхардта Большой драматический театр, получивший название «сталактитовой пещеры», который построил в Берлине «Дом радио», откуда сегодня вещает SFB, а во Франкфурте-на-Майне – штаб-квартиру компании «И.Г.Фарбениндустри» и который в 20-е годы представил утопический проект театра, в котором должен был проходить Зальцбургский фестиваль: далее фундамента дело тогда не пошло. Итак, «Дом у Зоологического сада» был одним из лучших адресов в Западном Берлине – и при этом очень дорогим удовольствием.

img
Торговое помещение «Бехштейн» с видом на улице Курфюрстендамм в Берлине.

Эдвин Бехштейн энергично выступал против планов своего брата и, наконец, вышел из состава компании. Теперь правление состояло из председателя, Карла Бехштейна-мл., его сына Карла Третьего, который уже в 1919 году вошёл в руководство компании, а также Ханса Йоахима Гравенштайна, супруга Греты Бехштейн, и Эриха Клинкерфуса. В 1931 году Карл Бехштейна-мл. умер, за ним, в 1934 году – и его брат Эдвин.

Конечно, были приложены значительные усилия для того, чтобы выжить в условиях изменяющегося рынка. В 1926 году в серийное производство был запущен рояль «Лилипут», длиной всего 1,65 метра. Новый лондонский филиал Bechstein Piano Company Ltd, который вновь был учреждён в 1924 году, в начале 30-х годов попытал счастья с новой собственной моделью рояля-миньон, длиной всего лишь 1,38 метров, который лучше должен был вписаться в узкие английские городские дома. Однако ни торговцы, ни покупатели не были довольны качеством инструмента, и в 1934 году производство было остановлено. Вместо этого в Берлине создали рояль длиной 1,40 метров – специально с учётом особых потребностей английский среднего класса. Начались поставки этих моделей в Англию. В середине 30-х годов лондонский торговец мог приобрести этот крошечный рояль примерно за 630 рейхсмарок (что приблизительно соответствовало 15 недельным зарплатам-нетто, которые получали работники фабрики «Бехштейн»). В течение долгого времени знаменитые универмаги Harrods и Selfridges на Оксфорд-стрит были лондонскими представительствами компании. Кстати, Harrods представлял Бехштейн и в Аргентине (было открыто шесть филиалов).

В Англии усиливались антинемецкие настроения, причём не только среди отечественных производителей; кроме того, преобладало скептическое отношение к гитлеровской диктатуре.

Eсли смотреть на ситуацию трезвым взглядом, то можно сказать, что компания «К. Бехштейн АГ» в 1933 году потерпела крах. В ходе реструктуризации, проведённой в 1934 году, Хелена Бехштейн приобрела контрольный пакет акций. Для увеличения капитала пришлось продать старые земельные участки на улице Йоханнисштрассе прусскому государству – премьер-министр которого на тот момент был никто иной как Герман Геринг. В какой степени близость Хелены Бехштейн к руководству НСДАП принесла выгоду, выяснить уже невозможно. Но, как мы уже упоминали, это мало способствовало росту сбыта, как и учреждение «Отдела производства пропеллеров» в составе предприятия.

Из-за безжалостного преследования, экспроприации, изгнания и физического уничтожения нацистами еврейских граждан компания «Бехштейн» потеряла значительную часть своих потенциальных покупателей. Ведь в семьях богатых и образованных евреев «Бехштейнам» всегда отдавалось предпочтение. Ныне уже не представляется возможным определить, куда делись инструменты, брошенные теми, кто для собственного спасения вынужден был эмигрировать из страны. Нацистские власти и организации изобрели эвфемизм «невостребованная еврейская собственность», за которым скрывался процесс разграбления брошенных домов. Было бы интересно узнать, где остались оба рояля Шнабеля или же инструменты, принадлежавшие композиторам Ральфу Бенацки и Жану Жильберу, – этот список можно продолжить. Кстати, многие из эмигрировавших музыкантов впоследствии так и не смогли решиться на то, чтобы вновь приобрести фортепиано марки «Бехштейн».

img5

Здание фабрики «Бехштейн» на улице Райхенбергер Штрассе после окончания войны

ЭПОХА БОЛЬШИХ НАЧИНАНИЙ

Вторая мировая война стала катастрофой и для компании «Бехштейн». Берлин стал целью массированных воздушных ударов британских и американских бомбардировщиков. Фабрика нa Райхенбахер штрассе была в значительной степени разрушена, а также оказались уничтоженными большие запасы выдержанной древесины. В послевоенном Берлине, разделённом между союзниками, «Бехштейн» попал в американский сектор. Оккупационные власти США конфисковали компанию: лишь в 1951 году конфискация была отменена. Акции, принадлежавшие Хелене Бехштейн, после её смерти наследовали дети, Лизелотта и Эдвин Отто Бехштейны, некоторое время оставались под американским контролем. В 1963 году части компании перешли к традиционному фортепианному производителю Baldwin Company в Цинциннати (США). В середине 70-х годов и Эдвин Отто Бехштейн продал свою долю (более 25 процентов) то же компании Baldwin.

Сразу же после капитуляции союзники поручили компании «Бехштейн» делать гробы из имеющихся запасов древесины. Возможно, это было сделано не без заднего умысла. После войны американские оккупационные силы преследовали сразу несколько политических целей: с одной стороны, так называемое «перевоспитание» немцев и связанную с ней демократизацию общества; с другой стороны, тщательная оценка всех немецких патентов и разработок с учётом их значимости для гражданской и военной промышленности США, а также постепенное открытие и подготовка немецкого рынка для американских товаров.

Есть две фотографии, считающиеся иконографией музыкальной «культуры» военных лет – символичные снимки, обошедшие земной шар и закрепившиеся в коллективной памяти. На одной из фотографий –американский солдат за трофейным роялем, ранее принадлежавшем Вагнеру, посреди практически полностью разрушенной виллы Ванфрид в Байройте; на другой – весёлые американские военнослужащие, окружившие специально разработанное для фронта и украшения солдатского досуга пианино, изготовленное в Нью-Йорке компанией «Стейнвей» и носившее говорящее название: Victory Vertical. Условия для возрождения компании «К. Бехштейн АГ» вряд ли могли быть более неудачными.

ПОЗДНЕЕ И СЛОЖНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Тем не менее, в декабре 1951 года, – после капитуляции Германии прошло уже свыше шести лет, и производство в этот период было сокращено до минимума – наконец, удалось запустить фабрику площадью 8000 квадратных метров. Для реконструкции предприятия были предоставлены кредиты в рамках плана Маршалла. Были закуплены станки, сушильные камеры и прочее оборудование – новое, по последнему слову техники. Несмотря на значительные потери, компания всё ещё располагала запасами древесины, заготовленной в 30-х годах, в том числе в Румынии, для производства дек и колковых досок высочайшего качества.

Через два года компания торжественно отмечает свой столетний юбилей. Бывший кинотеатр «Титания Паласт», который теперь служит концертным залом для Берлинского филармонического оркестра под управлением Вильгельма Фуртвенглера, 21 ноября 1953 года переполнен до отказа: Вильгельм Бакхаус даёт юбилейный концерт, полностью составленный из произведений Бетховена, – пять сонат и сочинение 111 в качестве глубокомысленного финала.

Künstler über

Bechstein

„»Вильгельм Бакхаус с радостью признаёт себя горячим поклонником великолепных роялей «Бехштейн»

Вильгельм Бакхаус
img

За эти годы показатели продаж оставались относительно скромными, но в то же время удалось возродить старые стандарты качества. В 1954 году дирижёр Серджиу Челибидаке для своей квартиры в Мехико приобрёл бехштейновский кабинетный рояль – и восторженно отозвался об этом инструменте. Кстати, в 1957 году на экспорт в Японию уходит третий послевоенный «Бехштейн»: покупателем стала компания Yamaha, которая установила рояль в своём концертном зале.

Уверенность в растущей экономической мощи в Европе была настолько велика, что наблюдательный совет компании «К. Бехштейн» в октябре 1954 года принял решение o строительстве второй фабрики. Несколько месяцев спустя в мессинском меморандуме было закреплено намерение создать будущее Европейское экономическое сообщество. Когда в октябре 1959 года на окраине Карлсруэ, в новой промышленной зоне Киллисфельд отмечали праздник «половины строительства» новой фабрики, ЕЭС, предтеча современного ЕС, уже стала реальностью благодаря Римским договорам.

Решение о создании дочернего предприятия в Карлсруэ – с производственными площадями около 1800 квадратных метров – оказалось правильным. Ведь после возведения Берлинской стены в августе 1961 года Западный Берлин, прежняя столица, оказался изолированным от остального мира. Прежде всего, дефицитом стала рабочая сила. В конце 60-х годов годовой объём совместного производства в Берлине и Карлсруэ достиг примерно 1000 инструментов; общая выручка составила около 4,5 миллионов марок. Была создана и ещё одна производственная площадка, в Эшельбронне. Более половины инструментов шло на экспорт. Кто хотел в ту пору обзавестись новым «Бехштейном», вынужден был ждать более полугода.

img

„На мой взгляд, рояль «Бехштейн» настолько превосходен по качеству, что у него практически нет конкурентов».

Хорхе Болет

1970-1986 гг.

И вновь компания «Бехштейн» переживает своеобразный ренессанс. 1971Во время турне по Германии в сопровождении Венского филармонического оркестра Леонард Бернстайн исполняет Фортепианный концерт соль мажор Мориса Равеля исключительно на рояле «Бехштейн». Хорхе Болет, один из величайших виртуозов, также предпочитал бехштейновский концертный рояль.

В 1973 году под руководством корпорации Baldwin компания «К. Бехштейн» была преобразована в компанию с ограниченной ответственностью (ГмбХ). После того, как правление покинул Макс Маттиас, Вильгельм Арндт стал единственным директором компании. С одной стороны, самые важные решения по-прежнему принимались в США, ведь держателем контрольного пакета акций оставалась корпорация Baldwin. С другой стороны, это открывалo новые возможности на американском рынке. Учитывая внушительные размеры современных концертных площадок, а также реагируя на меняющиеся реалии музыкального мира, компания «Бехштейн» начинает производство модели ЕN на основе нового представления о том, каким должен быть концертный рояль. И, наконец, некоторые великие джазовые пианисты восхищены богатейшими возможностями этого инструмента: уже по этому факту можно почувствовать, насколько изменилась корпоративная музыкальная культура «Бехштейна» со времен Ганса фон Бюлова.

Следующий юбилей, как и подобает, был отмечен в 1978 году. 125-летние со дня основания компании праздновали в Западном Берлине, городе-острове, условия в котором несколько нормализовались и куда выделялись значительные субсидии из Бонна. Было дано несколько концертов – выступали молодой Кристиан Захариас, фортепианный дуэт Альфонс и Алоис Контарски и знаменитый Шура Черкасский.

Когда генеральный директор Вильгельм Арндт в 1984 году выходил на пенсию, «Бехштейн» как раз усиленно работает над освоением новых рынков. Начался бум эпохи Тэтчер; легкие деньги, которые зарабатывались на Лондонской фондовой бирже, сформировали новый класс состоятельных людей. Однако рояли более не считались абсолютным «статусным символом» в их роскошных квартирах, как это было в прежние времена. В 1986 году дела у «Бехштейна» шли из рук вон плохо.

Визионер Карл Шульце покупает акций Бехштейна в Мае 1986 г.

img

КАРЛ ШУЛЬЦЕ ПОКУПАЕТ «БЕХШТЕЙН»

На этот раз решительное возрождение компании, так сказать, её новое начало, легче всего сравнивать с первыми шагами в 1853 году. Однако сейчас риск был ещё выше. 38-летний Карл Шульце, фортепианный мастер и владелец музыкального магазина в Ольденбурге под названием «Фортепиано Шпренгера», уже дважды получал предложение от корпорации Baldwin взять на себя ответственность за «Бехштейн» в качестве управляющего. Однако Шульце решил полностью выкупить традиционную берлинскую марку у тогдашних владельцев из-за океана – корпорации Baldwin. С одним из берлинских банков была разработана концепция финансирования. В мае 1986 года сделка была завершена. Концепция оказалась успешной, и компанию удалось реорганизовать в кратчайшие сроки. Карл Шульце изначально занял бескомпромиссную позицию, нацелившись на верхний ценовой сегмент, – и оказался прав. В своём письме к официальным дилерам он подчеркнул, что марка «Бехштейн» должна оставаться тем, чем была всегда и везде: самым «звучным именем». На выставке музыкальных инструментов, проведённой весной 1987 года, была представлена новая модель K – рояль длиной 1,58 метров. Выручка быстро подскочила – с 10 миллионов марок до 14 миллионов.

В 1988 году компания «К. Бехштейн» отказывается от своей старой фабрики на Райхенбахер штрассе и переезжает на Принценштрассе недалеко от площади Морицплац, по соседству со знаменитым контрольно-пропускным пунктом «Чекпойнт Чарли». Новые корпуса соответствуют самому современному уровню производства; экономическая конъюнктура прекрасна. В моду входят слова «перестройка» и «гласность», что указывает на формирование в будущем новых рынков на территории бывшего Восточного блока, претерпевающего трансформации. Но перемены оказались более радикальными, чем можно было ожидать в 1988 году. Падение Берлинской стены поздней осенью 1989 года возвещает новую эру – и неожиданно сложные экономические условия.

Вначале все полны оптимизма. В 1990 году «Бехштейн» поглощает бывшую берлинскую компанию «Эвтерпа», предприятие средней руки, которое после Второй мировой войны обосновалoсь во Франконии, в городке Ланглау. «Эвтерпе» с 1977 года принадлежит и бренд Hoffmann, также бывшaя берлинская фортепианная фабрика, ныне в том же Ланглау. В 1990 году объём фортепианного производства сокращается в глобальном масштабе примерно на 40 процентов.

img

Компания «К. Бехштейн» покупает «Саксонскую фортепианную фабрику» в городке Зейфхеннерсдорфе

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ШАГИ В ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Несмотря ни на что, Карл Шульце всего через два года после воссоединения Германии, вновь предпринимает решительные шаги. На этот раз он приобретает «Саксонскую фортепианную фабрику» в городке Зайфхеннерсдорф, ранее известную под маркой Zimmermann и считавшуюся одним из крупнейших производителей пианино и роялей в Германии. Зайфхеннерсдорф расположен в регионе, славящемся своими богатыми традициями в области производства музыкальных инструментов. А затраты на оплату труда там по-прежнему значительно ниже, чем в Берлине.

Итак, курс намечен. Лишь экономика всё никак не раскачается. Рынки в Восточной Европе обрушились. Государственные средства в объединённой Германии инвестируются на необходимые в первую очередь изменения инфраструктуры в новых федеральных землях.

В июне 1993 года фабрику в Ланглау пришлось закрыть. Необходимость выполнения социального плана сильно обременяет только что реорганизованную компанию, и в том же году «Бехштейн» заявляет о своём банкротстве. Это находит живой отклик во всём мире: высказываются опасения, что великая традиция, связанная с именем Бехштейна, приближается своему концу. И только Берлинский сенат остаётся равнодушным. Политическое руководство не сильно интересуется вопросами культуры, предпочитая планировать гигантскую стройку на Потсдамской площади, мечтать о гигантских небоскрёбах и ещё более гигантских прибылях от биржевых спекуляций. «Бехштейн» решает просто продать свой земельный участок недалеко от Морицплац – и даже находит состоятельных покупателей. Однако правительство Берлина имеет закреплённое договором право преимущественной покупки – и для начала решает этим правом не воспользоваться. Лишь позднее, практически в самый последний момент, Берлин всё же реализует своё преимущественное право, чтобы приобрести этот земельный участок – по очень низкому курсу, установленному ещё до падения Берлинской стены.

«Бехштейн» устраивает различные акции, чтобы выжить. Один из концертных роялей превращается в совместное произведение искусства: его разрисовывают художники из двенадцати стран. И по-прежнему «Бехштейн» не оставляет людей равнодушными, вызывает эмоции, возможно, даже более сильные, чем всего лишь пару лет назад. Это имя всё ещё связывают с Берлином, который называли «Афинами на берегах Шпрее» и который усилиями тогдашнего политического руководства превратился в столицу экономического бума.

C. Bechstein

Konzerttechniker

„Тёплые, прозрачные и певучие тона – вот что я понимаю под харак- терным бехштейновским звучанием».

Наоки Ямаучи-Поль
img

«БЕХШТЕЙН»: СНОВА АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Деньги, необходимые для дальнейшего развития, Карл Шульце с удивительным упорством получает из другого источника. «Бехштейн» вновь становится акционерным обществом. В 1996 году реорганизация успешно завершена. 40 процентов капитала размещены на фондовой бирже и приобретаются частными инвесторами. К концу тысячелетия компания инвестирует 15 миллионов евро в современное производственное оборудование в Зайфхеннерсдорфе. В 1999 году компания снова переезжает в Берлине, в этот раз – на улицу Кантштрассе, что в районе Шарлоттенбург. Там был возведён новый современный торговый центр под названием stilwerk, в котором представлены знаменитые бренды и который становится законодателем хорошего вкуса: стекло, сталь, бетон и современный стиль жизни. По соседству с салоном-магазином находится головной офис, где бьётся сердце компании. В окружении стильных магазинов и бутиков, также привлекающих потенциальных покупателей: дизайнерская мебель, современные ткани, эспрессо-машины. stilwerk похож на музей современного искусства, где все экспонаты можно потрогать: его филиал уже работает в Гамбурге и в скором времени откроется в Дюссельдорфе, где разместится рейнский филиал компании «Бехштейн». stilwerk – это не только торговый центр, но и излюбленное место встреч: здесь можно приятно провести время, пообщаться с друзьями – и даже сходить на концерт. Поэтому не удивительно, что именно здесь вскоре была возрождена славная традиция бехштейновских концертных вечеров. Правда, после концерта музыкантов и публику ждёт не бехштейновская вилла «Тускулум», а итальянский ресторан по соседству.

Весь ассортимент инструментов в начале производили на фабрике в Зайфхеннерсдорфе – различные модельные ряды с учётом различных интересов потенциальных покупателей. Здесь производили и новые большие концертные рояли модели D, и сравнительно недорогие рояли марки Hoffmann, и модельный ряд элегантных пианино Zimmermann, которые oтносятся к среднему ценовому сегменту. А если вы желаете играть и репетировать, не докучая соседям, в вашем распоряжении – инструменты, оснащённые системой VARIO, объединяющие два фортепиано в одном корпусе: акустический инструмент и электронное пианино с механической клавиатурой – так сказать, Neo-Bechstein, версия 2.0. Годовой объём продаж компании «К.Бехштейн АГ» на рубеже веков составлял около 40 миллионов марок.

img
Модерновый дизайн: Пианино Bechstein Ars Nova

ДАЛЬНОВИДНОСТЬ

И вновь компания «Бехштейн» вписывает новые страницы в историю культуры: пианино ProBechstein определяет форму «вертикальных фортепиано», которые начал создавать Карл Бехштейн 150 лет назад – настолько по-другому, что практически можно говорить о втором рождении этого инструмента. Современная элегантность конструкции, пропорции согласно классическим правилам золотого сечения – пианино как прообраз высоко дифференцированного, но при этом строгого дизайна. Инструмент, который способен отразить мир Нормана Фостера или Жана Нувеля. Инструмент, который начинал свою карьеру в виде громоздкого шкафа, на котором можно было играть, превратился в настоящий шедевр, в современную скульптуру.

Одна из трех моделей получит латинское название Ars Nova. С одной стороны, оно напоминает об «ар нуво», эпохе модерна в конце 19 века, когда известные архитекторы и дизайнеры в рамках именно промышленного дизайна разработали новые принципы эстетики, ориентируясь на современные технологии и материалы; а с другой стороны, это название напрямую отсылает нас к эпохе ars nova, которая в начале 14 века охарактеризовалась музыкальной революцией и нашла своё яркое выражение во французском изоритмическом мотете. То, что инструменты Ars Nova компании «К. Бехштейн» были восприняты в международном мире дизайна на правах brand new – принципиально новых продуктов, подтверждается тем фактом, что они были отмечены престижной наградой Good Design Award за свой стильный дизайн.

На этом фоне не удивительно, что отмечая очередной юбилей компании в 2003 году, основное внимание уделялось не только великому прошлому, но и перспективам на будущее. Безусловно, не обошлось без привычных церемоний и праздничных концертoв. «Бехштейн» занял достойное место в культурной жизни немецкой столицы – наряду с эффектными новостройками на Потсдамской площади, новым куполом Рейхстага от сэра Нормана Фостера и огромным зданием, где разместилось ведомство канцлера. Сенсацией стали и юбилейные торжества «Бехштейна»: они вызвали большой резонанс в СМИ, как принято говорить о таких событиях в нашем 21-м веке.

ФОРТЕПИАНО: ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Новый 2003 год ознаменовался новой структурой собственников. Уже в сентябре 2002 года важный корейский производитель музыкальных инструментов, компания Samick со штаб-квартирой в Сеуле, проявила интерес к сотрудничеству с «Бехштейном». Samick не был «тёмной лошадкой»: ещё в 1983 году эта корейская компания вместе с концерном Baldwin, бывшим основным акционером компании «Бехштейн», основали корпорацию Korean American Musical Instruments Corporation, которая всего год спустя выпускала уже 66 000 инструментов. В 2002 году Samick был реорганизован, годовой объём его продукции составлял около 50 000 инструментов: фортепиано, в том числе цифровые пианино, а также около полумиллиона гитар. В корпорации работало около трех тысяч человек. Производство было сконцентрировано не только в Сеуле, но и в Джакарте (Индонезия), а позже и в Шанхае (Китай). А дочерняя компания Samick America была весьма эффективной сбытовой структурой на рынке США.

Первые переговоры прошли удачно. В декабре 2002 года договор был готов к подписанию. В январе 2003 года Samick стал акционером «Бехштейна» и его партнёром по кооперации; в свою очередь, супружеская пара владельцев «Бехштейна» Кюппер-Шульце получили доли корейского партнёра. Для берлинской компании, таким образом, открылись новые интересные перспективы: теперь инструменты нижнего ценового диапазона можно было производить на фабриках партнёра, а для модельных рядов среднего ценового сегмента – выгодно использовать более бюджетные полуфабрикаты при неусыпном контроле качества. В свою очередь, корейский партнёр был особенно заинтересован в лучах славы, которая сопутствует легендарной марке «Бехштейн». Партнёрство вскоре нашло свое конкретное выражение в открытии Бехштейновского центра в Сеуле.

img

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПИАНИСТОВ

Как уже было сказано, празднование 150-летнего юбилея стало скорее перспективным событием, чем ретроспективным. Для взгляда на полуторавековую историю (начиная с 1853 года) не хватало времени, особенно если учесть сложившиеся на тот момент сложные экономические – особенно в глобальном масштабе – условия. Зато всего три года спустя компания сделала новый перспективный шаг, начав проведение Международного конкурса пианистов имени Карла Бехштейна. Предполагалось устраивать конкурс один раз в четыре года. В первый раз он проводился под названием «Первый международный фортепианный конкурс Рурской области» на таких площадках, как Университет искусств Фолькванг (г. Эссен), по праву пользующийся всемирной славой, и новая Эссенская филармония. В качестве покровителя конкурса выступил знаменитый пианист и дирижёр Владимир Ашкенази, в качестве художественного руководителя – пианист Борис Блох, который также возглавил жюри. В состав жюри также вошли пианистка Идиль Бирет, ее коллега Кирилл Герштейн и российский композитор Александр Чайковский, художественный руководитель Московской филармонии.

После нескольких месяцев подготовки проверили почту – и приятно удивились: в конкурсе захотели принять участие 250 молодых пианистов из 55 стран. Беренис Кюппер, директор по маркетингу компании «К. Бехштейн», основательница конкурса и сама профессиональная пианистка, не могла желать большего подтверждения того, что легендарное имя «Бехштейн» смогло сохранить былую славу во всём мире. Oколо пятидесяти участников были допущены к конкурсу. Через десять дней сложных, но честных состязаний был определён лауреат: им стал Евгений Божанов, молодой пианист из Болгарии. Солидный первый приз – 15 000 евро в денежном эквиваленте – свидетельствовал о том, что этому конкурсу уже с самого начала суждено обеспечить себе достойное место среди крупных международных соревнований. Между прочим, Ганс фон Бюлов, великий наставник и друг основателя компании Карла Бехштейна, наверняка обрадовался бы, узнав, что в рамках обязательной программы все участники играли произведения Баха и Бетховена на выбор. Особенным был и полуфинал, во время которого кандидатам предлагалось разучить Концерт для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта во время публичной репетиции вместе со струнным квартетом – и тем самым доказать свои навыки музицирования как соло, так и в ансамбле. Для некоторых своих фортепианных концертов Моцарт предусмотрел два способа исполнения в качестве альтернативы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПИАНИСТОВ

НОВЫЕ ПАРТНЁРЫ

2006 год принёс новые изменения в составе собственников. Уже к концу 2005 года председатель правления Карл Шульце и его супруга Беренис Кюппер выкупили половину бехштейновских акций, принадлежавших концерну Samick, а к концу 2006 года вновь увеличили свою долю почти на 30 процентов. В руках корейских партнёров, ставших на тот момент просто финансовым инвестором, оставалась 19,5 процента, что значительно меньше, чем требуется для блокирующего меньшинства.

Итак, шло первое десятилетие 21-го века. Последующим поколениям оно может показаться из самых стремительных периодов в истории человечества. Почти каждый день мир претерпевал радикальные изменения. Индийские сталелитейные магнаты скупали европейские металлургические концерны и традиционные британские автомобильные марки; гигантские энергетические концерны из России, монополисты в своей области, выступали в качестве партнёра всей Европы. Экономическая жизнь Kитая обсуждалась в прессе столь же горячо, как и новости из Соединенных Штатов. Слово глобализация у всех на устах. У неё есть горячие защитники и не менее решительные противники, последние зачастую объединены в так называемых неправительственных организациях (НПО). Экономические процессы зачастую требуют быстрого переосмысления и моментальной корректировки курса. И если инвесторов поначалу привлекает низкая заработная плата в той или иной стране, то очень скоро может оказаться, что персоналу не хватает квалификации, что политическая обстановка не благоприятствует ведению бизнеса, что в стране царит коррупция – или же просто затраты на перевозку начинают расти столь стремительно, что инвесторам выгоднее отказаться от своей недавней инициативы.

Как создаются современные рояли и пианино? То есть – музыкальные инструменты, которые, как свидетельствует опыт, могут служить своим владельцам на протяжении десятилетий, а то и все сто или даже сто пятьдесят лет, сохраняя своё качество и привлекательность?

img

ВЕДУЩИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Сегодня компания «К. Бехштейн» является крупнейшим европейским производителем пианино и роялей. На примере этой компании отчётливо присматриваются преимущества глобализации, но также и её недостатки. В конце первого десятилетия 21-го века «Бехштейн» сотрудничает с лучшими поставщиками, занимаясь их поисками во всём мире – а затем бережно поддерживая этих специалистов, понимая, что обычного сотрудничества уже недостаточно. Наши эксперты внедряют на предприятии поставщика фирменную систему управления качеством компании «К. Бехштейн», чтобы поставщики могли справляться с педантично разработанными спецификациями. Так, резонансные деки из европейской ели, растущей высоко в горах, поступают в виде предварительно склеенных из нескольких досок щитов. Прежде чем использовать их в производстве, иx предстоит выдержать от шести месяцев до года в специальных климатических камерах. Если дека предназначается для концертного рояля, этот период увеличивается до двух лет. Молоточковые головки для роялей должны «отдохнуть» в течение полугода, для пианино – три месяца. Два примера, свидетельствующие о том, что в фортепианное производство нельзя наладить по принципу «точно в срок», когда партнёр по логистике поставляет все материалы и компоненты в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку, что делает излишними складские запасы. По-прежнему при производстве музыкальных инструментов доминирует высококвалифицированный ручной труд, в том числе – и на современной фортепианной фабрике.

Первое десятилетие 21-го века, безусловно, изменилo музыкальную эстетику. С одной стороны, – особенно в странах Центральной и Западной Европы, а также в США и Канаде, – предпочтение отдаётся так называемой аутентичной исполнительской практике. Там существует спрос на «оригинальные инструменты», независимо от того, это действительно оригинальное фортепиано или его более поздняя точная копия; кстати, последние по своему качеству нередко способны превзойти оригиналы. Почти всегда при этом речь идёт об изготовленных на заказ, с большой долей ручного труда и применением традиционных технологий, уникальных инструментах. С другой стороны, современный концертный бизнес в Европе, США, России и странах Дальнего Востока нуждается в мощных клавишных инструментах, отличающихся большим звуком и насыщенным тембром, которые «не потеряются» даже в новых гигантских концертных залах с акустикой, отличающейся от традиционной. Публика ждёт «события», чего-то необычного, за что она готова платить немалые деньги. Публика жаждет блеска и гламура.

Заметно также влияние русской школы. Уже на закате советской империи, но и после её развала Запад познакомился с многочисленными русскими пианистами: во многом именно они способствовали распространению этой манеры исполнения. Русскую школу характеризует очень эмоциональное, энергичное туше, в отличие от так называемой jeu perlé, «блистательной игрой» в старинной французской традиции, за которой отлично просматривается музицирование придворных музыкантов, привыкших к клавесину и лютне. Сложно придумать два стиля исполнения, столь сильно отличающихся друг от друга.

img

НОВЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ РОЯЛЬ

Новый концертный «Бехштейн», казалось, на самом деле идеально соответствовал этим новым условиям. Две маленькие детали: во-первых, в модели D отказались от аграфов в дискантовом регистре – а они на протяжении многих десятилетий служили верным признаком бехштейновских инструментов – и вновь перешли к каподастру, чугунной планке, прижимающей поперёк струны к штапику; а во-вторых, используется дуплекс-шкала: за счёт неё передняя и задняя – не работающие – части струны также участвуют в формировании звука, что позволяет усилить процесс нарастания и затухания колебаний.

Безусловно, одного этого было бы недостаточно. Как во времена основателя компании, Карла Бехштейна, дополнительно был необходим личный энтузиазм, приверженность любимому делу. Правда, Карлу Бехштейну не очень часто приходилось уезжать из Берлина. А вот председатель правления компании «К. Бехштейн Пианофортефабрик АГ» в первом десятилетии 21-го века, если хотел продать рояль оперному театру где-нибудь в Москве, должен был сесть в самолёт и полететь в российскую столицу; а если он хотел поговорить с ведущими пианистами, то лучше это было делать при личном общении, например, на фестивале в Ла-Рок-д’Антероне, самом крупном на юге Франции. Одним словом, авиарейс Берлин–Сеул был далеко не единственным, на который Карл Шульце постоянно бронировал билеты в те годы.

В конце 2008 года сложно было предсказать, когда завершится этот неспокойный период. Правда, таможенные барьеры в Европе во многом дело прошлого. Но вместо Германского таможенного союза образца 1853 года теперь здесь Европейский союз, который – после развала СЭВ, страны которого испытывали доминантное влияние Советского Союза, – неуклонно расширяется на восток и юго-восток.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Кроме того, компания «К. Бехштейн» имеет в своём активе не две или три модели фортепиано и, возможно, один рояль, как это было в 1850 году, а такой богатый спектр инструментов, что термин «диверсификация» может показаться преуменьшением. Широкая палитра отражает и различные доходы современных семей; так называемый средний класс, который всегда считался самым надёжным рынком сбыта для клавишных инструментов, уже давно потерял всякое подобие однородности. С другой стороны: вспомним, что случилось с «народным фортепиано», производство которого отличалось максимально рациональным подходом, – с этим инструментом молодой Карл Бехштейн познакомился в своё время в Париже, на фабрике Кригельштейна.

«Народное пианино» а-ля Бехштейн теперь называется «Эвтерпа». Первоначально его выпускала одна берлинская компания, которая после Второй мировой войны обосновалось во Франконии, в городке Ланглау, и в 1990 году вошла в состав концерна «К. Бехштейн». После того, как от фабрики в Ланглау пришлось отказаться, с середины 90-х вплоть до 2003 года пианино и рояли под маркой Euterpe выпускались в сотрудничестве с чешской компанией Petrof. С 2003 по 2008 год дизайн этих инструментов был коренным образом изменён – и их выпуск был продолжен в сотрудничестве с компанией Samick в Джакарте, Индонезия.

img1

Фабрика C. Bechstein Europe в Градец-Кралове

ЕВРОПЕЙСКАЯ ДОЧЕРНЯЯ КОМПАНИЯ

В 2005 году любое сотрудничество с Petrof пришлось прекратить. Уже в 2004 году «К. Бехштейн» вступил в тесное сотрудничество с другим чешским производителем, компанией Bohemia. Под названием IFM Piana она была создана в ходе повторной приватизации чешской фортепианной промышленности в 1993 году, то есть почти через четыре года после «бархатной революции» и в том же году, в котором на территории бывшей Чехословакии возникло два независимых государства. Штаб-квартира Bohemia находилась в Йиглаве. Кстати, местная фортепианная фабрика была образована в далёком 1871 году. В течение многих десятилетий производимые там инструменты были явно в венской традиции, потому что их конструкция была разработана в тесном сотрудничестве с Hofmann & Czerny, венским производителем фортепиано, просуществовавшим вплоть до 1960 года.

После возрождения в 1993 году Bohemia вначале работала на подъёме. К середине 90-х годов ежегодно производила около трех тысяч роялей под различными торговыми марками. Кроме того, в 1995 году был открыт новый производственный центр по производству роялей в Градец-Кралове, приблизительно в 120 километрах к северу от Йиглавы и в 110 км к востоку от Праги.

В 2004 году была заключена кооперация между этим центром и недавно основанной компанией C. Bechstein CZ с головным офисом в Градец-Кралове. В 2007 году компания C. Bechstein CZ полностью поглотила компанию Bohemia, арендовала новые производственные помещения, провела их капитальный ремонт и переоборудование: всё производство было реорганизовано с учётом бехштейновских стандартов и значительно расширено.

С 2007 года чешская компания, являющаяся дочерним предприятием компании «К. Бехштейн», работает под новым названием: C. Bechstein Europe. Производство сконцентрировано в Градец-Кралове; с конца 2008 года здесь выпускаются инструменты под брендом W.Hoffmann, спектр которых был расширен абсолютно новыми разработками. Новое направление в корпоративной политике можно описать одним предложением: возвращение к инструментам, сделанным в Европе.Все инструменты W.Hoffmann – от отличных пианино для начинающих музыкантов до хорошего среднего класса – теперь производятся на европейской фабрике, принадлежащей компании «К.Бехштейн». А это значит – настоящее европейское качество, чего не могут предложить производители из Азии.

W.Hoffmann made by C. Bechstein Europe в будущем будет брендом начального уровня, открывающим доступ в немецко-европейский мир компании «К. Бехштейн». При этом W.Hoffmann – марка с богатой историей. Компания была основана в 1893 году в Берлине, в 1953 году переехала в Ланглау (Франкония). К середине 1960-х годов здесь ежегодно производится 70 000 инструментов. В 1977 году W.Hoffmann, как уже упоминалось выше, переходит во владение марки «Эвтерпа» – и в её составе в 1990 году попадает к «Бехштейну». Все современные модели пианино и роялей под маркой W.Hoffmann были разработаны в Научно-производственном центре компании «К. Бехштейн» в Зайфхеннерсдорфе и включают многие компоненты самого высокого качества. Так, резонансные деки роялей производится из европейской горной ели.

Однако самый удивительный путь прошёл бренд Zimmermann, который уже давно позиционирует себя вблизи верхнего ценового сегмента. В бывшей ГДР производство инструментов Zimmermann было налажено в Зайфхеннерсдорф, где ныне расположена главная фабрика компании «К. Бехштейн Пианофортефабрик АГ». Бренд был известен в Западной Германии и Западной Европе как крайне бюджетный вариант. А сейчас он предлагается в среднем сегменте, что касается цены и качества. Важен не только тот факт, что инструменты Zimmermann по-прежнему производят в Зайфхеннерсдорфе; они прекрасно вписались в философию звука и качества, которой придерживается компания «К. Бехштейн АГ». Многие компоненты позаимствованы у инструментов марки Bechstein. До 2011 года популярный модельный ряд Zimmermann производится в Германии компанией «К. Бехштейн».

ВТОРАЯ ЛИНИЯ BECHSTEIN

Особое место среди фирменных бехштейновских модельных рядов с самого начала занимают инструменты Bechstein Academy. В первом десятилетии нового тысячелетия они стали ответом компании на изменившуюся ситуацию во многих музыкальных школах, училищах, консерваториях и академиях, равно как и в многочисленных театрах. Эти культурные и образовательные учреждения теперь должны были довольствоваться минимальными поступлениями из государственного бюджета. К этому следует добавить учебные заведения в так называемых новых индустриальных странах, например, в России. Инструменты линейки Bechstein Academy были созданы специально для этой сферы, где должны удовлетворять повышенным требованиям, вызванным постоянным нагрузкам во время репетиций и академических будней, а также в рамках профессионального использования. Самый крупный рояль этой линейки, А 228, практически достигает внушительных размеров – классических восьми футов – инструментов прошлых времён. Ведь ещё в первой четверти ХХ века в средних по размеру концертных залах часто можно было встретить именно такие рояли: на инструменте таких габаритов можно адекватно разучивать и исполнять не только все сольные произведения для фортепиано, но и классический репертуар камерной музыки. Он прекрасно подходит для многих классических и всех ранних классических концертов для фортепиано с оркестром. С самого начала выпуска этих инструментов пришлось особенно строго следить за тем, чтобы их механика соответствовала международным стандартам.

Несмотря на такой внушительный ассортимент – или как раз именно благодаря ему – и в 21-м веке имя родоначальника компании Карла Бехштейна остаётся на слуху в музыкальном мире. Инструменты марки C. Bechstein должны оставаться элитными и знаменовать собой самый современный уровень фортепианного производства. Годы, прошедшие после начала выпуска нового концертного рояля, модель D, были посвящены испытаниям этого инструмента с модифицированной концепцией и постоянному диалогу с пианистами. Упомянем только, что великий Лазарь Берман выступил за этим роялем во время своего сольного концерта в берлинском концертном зале stilwerk: этому концерту. Прозвучали «Картинки с выставки» Мусоргского – и маэстро не поскупился на похвалу новому роялю. Постепенно каждый рояль, производимый в компании «К. Бехштейн», был адаптирован к этой новой конструкции и дизайну. Наконец, на рынке появилась и модель C: инструмент 2,34 метра в длину, который по своим размерам фактически соответствует классическому 8-футовому роялю, однако значительно превосходит последний по звучности и мощи. За последние годы ведущие пианисты с международным именем по достоинству оценили преимущества и характеристики концертного «бехштейна», как для выступлений на сцене, так и для записей альбомов и дисков.

img

Фортепианостроительная фабрика «К. Бехштейн» в Зайфхеннерсдорфе.

Фортепианостроительная фабрика «К. Бехштейн» в Зайфхеннерсдорфе.

21 век ставит каждого производителя, что бы он ни производил, перед проблемами, связанными с логистикой и сбытом. Вслед за первыми салонами в Берлине и Дюссельдорфе последовали новые. И везде очень скоро была возрождена традиция концертных вечеров. В некоторых городах в таких концертных циклах участвовали молодые таланты, однако в Берлине и Гамбурге бехштейновские вечера привлекают публику не в последнюю очередь известными именами исполнителей. Эти концерты стали неотъемлемой частью культурной жизни на берегах Шпрее, Рейна и Альстера. В немецких высших школах музыки проводятся специальные «бехштейновские дни. В 2007 году в Баден-Вюртемберге компания «К. Бехштейн» организовала Первый студенческий конкурс. А фирменные публикации, «Новости компании Бехштейн», привлекающие внимание великолепными снимками музыкантов и содержательными интервью, сообщениями о деятельности компании и информацией о проводимых конкурсах, с удовольствием читают и профессионалы, и меломаны.

А вот Соединенные Штаты в очередной раз доказали, что речь идёт о рынке со своими особыми законами. Спрос на клавишные инструменты здесь не соответствует общей тенденции экономического развития. Америка по-прежнему остается рынком, полным сюрпризов. Тем не менее, удалось выяснить, что как раз те покупатели, которые интересуются традиционными марками инструментов, огромное значение придают и вопросам качества. Именно поэтому компания «К. Бехштейн» вновь выступает на американском рынке без посредников, взяв всё в свои руки.

В динамично развивающихся странах Восточной Европы, таких как Россия или Украина, генеральный директор Карл Шульце, напротив, неоднократно сталкивался с тем, что название марки «Бехштейн» сохранило своё очарование и магию несмотря на все политические изменения. В 2008 году по соседству с Государственной консерваторией им. П. И. Чайковского в Москве был открыт первый салон «Бехштейн».

Иногда становится необходимым восстановить былой бехштейновский блеск. Для этого у компании есть специальная мастерская, которая уделяет внимание и историческим инструментам. Три рояля, на которых играл сам великий Ференц Лист, были отреставрированы здесь в последние годы. Кроме того, исторический рояль Брамсa, фабрикат компании Майнинген. И один инструмент, некогда принадлежавший знаменитому дирижёру Вильгельму Фуртвенглеру – а недавно выкупленный компанией «Бехштейн». Славные страницы в истории звукозаписи были написаны за роялем Bechstein E (1973 года выпуска), который в своё время был приобретён радиостанцией «Свободный Берлин». В течение многих десятилетий этот инструмент был явно запущен, затем тщательно восстановлен в бехштейновской мастерской – а затем молодой пианист и писатель Йорк Кроненберг записал на нём сенсационный альбом с последними сонатами Бетховена и Шуберта.

От двадцати до тридцати инструментов ежегодно проходят реставрацию в этой мастерской. Некоторые специалисты работают в компании «Бехштейн» уже свыше тридцати лет, в течение которых накопили неоценимый опыт. Кроме того, в некоторых случаях они могут воспользоваться старинными материалами. На рубеже веков нам удалось спасти несколько резонансных дек, которым уже более семидесяти лет: он пережили все ночные бомбёжки Берлина в годы Второй мировой войны и теперь, в новом тысячелетии, дарят нам старое доброе звучание, которыми всегда славились «Бехштейны».

Штефан Фреймут

Генеральный директор Общества
img

УСПЕХ НАЛИЦО

В 2007 году оборот компании составил в общей сложности свыше 30 миллионов евро – при более чем 4000 проданных инструментах.

Партнёрство с Samick завершено в 2008 году, их акции в рамках повышения капитала выкупает супружеская пара Беренис Кюппер и Карл Шульце. Компания «К. Бехштейн» берет на себя задачи сбыта своей продукции в странах Азии и в США, открыв там собственные офисы и филиалы. В качестве нового крупного инвестора берлинская компания «Клуте ГмбХ» гарантирует дальнейшие перспективы роста для амбициозной компании, которая несмотря на сложный экономический кризис, разразившийся в новом тысячелетии, смогла превысить показатель продаж 5000 инструментов в год – столько же фортепиано продавала компания «К. Бехштейн» в свои лучшие годы на рубеже 19 и 20 веков.

В 2010 году было открыто представительство в Шанхае, во главе которой стоит Чжоу Сянхао – истинный энтузиаст, верный бехштейновским традициям, от которого во многом зависит судьба компании в странах Азии.

2011 год стал действительно удачным для «Бехштейна»: в России и на других европейских рынках стало заметно растущее значение марки – не в последнюю очередь за счёт продаж пианино и роялей академическим учреждениям и признания роскошного дизайна фирменных инструментов. Записи известных музыкантов, сделанные за «бехштейнами», повысило интерес к уникальному бехштейновскому звуку. Компания «К.Бехштейн» входит в профессиональное объединение, в котором представлены традиционные бренды и фортепианные производители.

Параллельно запускается новое сотрудничество в Китае, в сегменте абсолютного начального уровня, – на этот раз при сопровождении немецких экспертов.

В 2012 году компания предлагает две усовершенствованные линии: инструменты C. Bechstein, настоящие шедевры, с огромным потенциалом и громкостью звучания, изготовленные ручным способом из лучших материалов, а также инструменты Bechstein – идеально воплощающие фирменные стандарты и традиции, отличающиеся элегантнейшим звучанием, особенно красочным тембром и певучестью. Настоящее немецкое качество!

Sphinx, Sterling, Louis XV – C. Bechstein

slide1

МЕЧТЫ СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

В 2013 году компания празднует свой 160-летний юбилей. В честь этого была изготовлена точная копия знаменитого позолоченного рояля королевы Виктории. Этот инструмент, для изготовления которого понадобилось три года, стал самым дорогим роялем в мире. Компания «Бехштейн» подтверждает уникальный потенциал своего опытного коллектива, вкладывающего в любимое дело всю душу. Мы преследовали две задачи: сохранение славных традиций и создание уникального по изысканной роскоши инструмента.

В 2015 году компания «К. Бехштейн» представляет ещё одну сенсацию: роскошный рояль Sphinx в стиле ампир. В течение 1800 часов наши мастера создавали этот шедевр с позолоченными бронзовыми фигурами – при участии экспертов, руками которых была в былом великолепии воссоздана и дрезденская церковь Фрауэнкирхе.

Oпыт компании «К. Бехштейн», который удалось сохранить в ходе истории, ручная работа её фортепианных мастеров, подкреплённая самыми современными технологиями и разработками научно-исследовательского центра компании позволяют создавать сложнейшие инструменты, реплики исторических моделей, а также разрабатывать совершенно новые концепции. Так, в 2014 году совместно с компанией Robbe&Berking, ведущим европейским производителем изделий из серебра, был создан современный рояль Sterling, украшенный массивными серебряными аппликациями.

Между тем, «К. Бехштейн» – это последняя фортепианная мануфактура элитного класса, остающаяся в чисто немецких, даже берлинских руках; ведь не секрет, что политика более знаменитых конкурентов в большинстве своём определяется азиатскими инвесторами. И только компании «К. Бехштейн» удалось обеспечить своё будущее в духе исторических традиций. Новый главный инвестор, Штефан Фреймут, дал обещание сохранить и развивать компанию «Бехштейн» как сокровищницу славного фортепианного наследия и кузницу новых идей, служащих созданию элитных инструментов с богатейшим звуком.

Компания «К. Бехштейн» осталась верна своим идеалам: быть гарантом эксклюзивного качества, хранить славные традиции и при этом не бояться выбирать новые пути.

Путь, по которому идёт компания «К. Бехштейн», характеризуется стремлением вопреки всем историческим противоречиям сохранить европейское звучание и не утратить тембр Старого Света, следуя современным – но вместе с тем традиционным – идеям, которые, каждый по-своему, отстаивали Карл Бехштейн и Ганс фон Бюлов, Франц Лист и Ферруччо Бузони, Артур Шнабель и Вильгельм Бакхаус. Этих великих людей отличает одно качество: все они были провидцами, визионерами. А провидения существуют вне времени.